
Читатели этого блога уже не раз встречали выражение «распределение света». Это один из важнейших аспектов автомобильного освещения.
Многие думают, что свет от передних фар имеет форму конуса, но в действительности это не объемный конус, а плоский луч света. Если бы это был конус, слишком много света приходилось бы на верхнюю часть спектра, где свет не нужен. И еще менее форма конуса оправдана для ближнего света, поскольку это приводило бы к образованию бликов и ослеплению встречного потока машин.
Помимо «распределения света» используются такие термины, как «ассиметричный свет», «адаптивный свет» и «характеристика Z». Давайте разберемся, что стоит за каждым из них.
Ближний свет сам по себе не означает равномерного или симметричного освещения дорожного полотна. Как правило, он ярче по правую руку от водителя, или, наоборот, по левую – если автомобиль с правосторонним управлением. Такой свет получил название «асимметричный ближний свет». Дело в том, что со стороны тротуара или обочины нет опасности ослепления водителей, которые едут навстречу, поэтому большая дальность освещения здесь не является проблемой. В Европе интенсивность света немного увеличивается с середины светового луча вправо. На 15 градусов, если быть точными. В Северной Америке свет распределяется несколько иначе.
В большинстве автомобилей сила света постепенно нарастает при распространении под этим углом вверх. Все чаще это нарастание в ксеноновых и светодиодных фарах головного света происходит не по прямой линии, а по изогнутой. Выглядит эта изогнутая линия как перевернутая буква Z на стене; в автомобилях с правосторонним управлением – обыкновенная Z. Поэтому такого рода распределение света получило наименование «характеристика Z». Она обеспечивает максимальную освещенность тротуара или обочины дороги и предотвращает нецелесообразное свечение вверх.
Не один десяток лет в автомобильном освещении поддерживались только два варианта распределения света – ближний и дальний свет. Иногда в качестве третьего варианта используются противотуманные фары. Многие водители хотели использовать на скоростных дорогах некий промежуточный вариант между ближним и дальним светом. Так появился свет для автомагистралей, который отнесли к категории адаптивное распределение света. Регулировка такого света происходит автоматически, в зависимости от текущей скорости автомобиля. В сущности, он представляет собой асимметричный свет с увеличенной дальностью действия, и это то, что нужно для поездок на большие расстояния, которые обычно совершаются по автострадам. Эта система также предусматривает особое распределение света в городских условиях, то есть можно говорить о «городском свете».
В отличие от других систем ближнего света, она симметричная и более широкая, ведь при скорости 50 км/ч нет необходимости в большой дальности действия света, а т-образные перекрестки инновационная система освещает прекрасно.
Самая современная разновидность автомобильного света, неослепляющий дальний свет, больше не сопровождается фиксированной функцией распределения света. Эта система обеспечивает максимальную освещенность дороги в любых условиях, просто невероятно увеличивая видимость. Бликов при этом нет, поскольку камера распознает и встречные автомобили, и велосипедистов, и в этом случае соответствующие участки затемняются. Кроме того, в любой момент водитель может переключиться на обычный ближний свет, чтобы, например, не ослепить пешеходов в темной одежде.