Компания OSRAM выпустила новое, уже второе поколение светодиодных ламп для вспомогательной оптики LED Retrofits. С одной стороны, самим этим фактом в наше время вряд ли кого-то удивишь, ведь светодиодная тематика сейчас — повальная мода в автомире. Но за счет принципиально иного исполнения, непревзойденного качества, долговечности, необычных инноваций и технических характеристик новинки вполне претендуют на заслуженное звание лидера в данном сегменте.
Основной акцент во второй генерации новых светодиодных ламп сделан на их использовании в сигнальной светотехнике. Но если первое поколение включает всего несколько типов светодиодных ламп для внешних фонарей, то сейчас выпущено уже 34 артикула, которые покрывают 90% потребностей в сигнальных лампах вспомогательного света: сигналы торможения, габаритные огни, указатели поворота, сигналы заднего хода и др. в самых разных моделях автомобилей, включая произведенные для азиатского и американского рынков. Более того, новая концепция охватывает две параллельные линейки: Standard Line и Premium Line. Т. е. каждый тип лампы и цоколя отныне представлен двумя различными вариантами исполнения.Premium Line
Концепт Premium – это высокомощные лампы (по 1 Ватт каждая) с т. н. «горячими» светодиодами. Они настолько яркие сами по себе, что в зависимости от типа лампы, диодов может быть всего два в конструкции, но светоотдача у них огромная. Сразу же заметна необычная схема установки диодов: они направлены не вперед или вверх, а вниз, то есть туда, где находится отражатель. Получается, что свет падает не прямо на плафон, а проходит сначала сквозь зеркало. Но оригинальная конструкция самой лампы продумана до мельчайших подробностей, и свет, излучаемый комбинацией «лампа/отражатель», повторяет форму стандартного луча настолько точно, насколько это практически осуществимо. Для Premium Line фотометрические измерения показали высочайший уровень производительности пары «лампа + отражатель». Такая схема дала еще одно преимущество – лучшее и равномерное распределение света. Например, начальный световой поток лампы OSRAM P21R LED в таком исполнении составляет 100 лм, т. е. увеличен на 28%, а в режиме основного света – уже 69 лм , что равносильно увеличению светового потока на 46%. Кроме того, более однородное распределение света, благодаря улучшенному дизайну ламп, открыло новые рыночные возможности. В частности, лампы Premium типа S8W по характеристикам распределения света теперь соответствуют американскому стандарту SAE.
Плюс такая конструкция убила еще одного «зайца», на этот раз от эстетики, куда ж без нее в такой красоте. Новые лампы, в отличие от ламп первого поколения, не имеют цветных колпачков и становятся невидимыми в выключенном состоянии внутри фары с прозрачным плафоном. Отсутствие привычных колб как таковых во всех новых лампах – еще одна интересная и принципиально новая техническая деталь. Нужный цвет выдает не крашеный пластиковый колпачок, а сам кристалл светодиода, что раньше почти не встречалось. Поэтому колбы новым лампам вообще не нужны.
Еще одна важная деталь в конструкции линейки Premium – мощное охлаждение. Во-первых, имеется т. н. «пассивное охлаждение» в виде огромного металлического радиатора. Его конструкция занимает 3/4 объема лампы и хорошо видна невооруженным глазом. Кстати, благодаря использованию настоящих металлов и сложных покрытий Retrofits идеально сочетаются с дизайном фары.
Во-вторых, есть еще одна конструктивная особенность, которой нет у конкурентов OSRAM. Это т. н. «активное охлаждение». Его обеспечивает специальный чип внутри лампы, постоянно замеряющий температуру светодиода. Дело в том, что светодиод – штука передовая и прогрессивная. Но у него есть одна напасть – повышение температуры сильно сказывается на производительности и жизненном ресурсе светодиода. А если вспомнить, что в лампах премиум-линейки стоят очень мощные, «горячие» светодиоды, то понятно, что колебания температуры могут быть существенными. Чтобы лампа не вышла из строя раньше времени, температура светодиода не должна превышать 140 C°. Также чип регулирует яркость, снижая напряжение на светодиоде и тем самым давая ему возможность остыть до приемлемой рабочей температуры.
Фактически этот уникальный «осрамовский» чип работает по принципу термостата двигателя, только в электронном виде: в зависимости от температуры он меняет ток, подаваемый на светодиод. Чем выше температура, тем меньше ток, и наоборот. Данная разработка компании OSRAM призвана увеличить срок службы светодиода.
Конечно, у потребителя тут же возникает вопрос: как это выглядит на практике, будет ли заметным затухание света во время движения? Можем успокоить: снижение напряжения для охлаждения светодиода сложно различить невооруженным глазом. Этот процесс можно установить только при измерении специальными приборами, например, люксометром. Но внешне работа «чипа-термостата» фактически незаметна, а световой поток остается всегда стабильным.
Данное решение новое и принципиально важное. Дешевые азиатские светодиоды «ноу-нейм» не обеспечивают даже нормального пассивного охлаждения своих «горе-диодов», не говоря уже об активном. Таких конструкций там не применяют в силу погони за дешевизной. А между тем без достаточного охлаждения светодиоды могут терять до 80% производительности. Когда же температура светодиодов приближается к 140 C° (а в закрытой фаре это не занимает много времени), они быстро начинают разрушаться. В конце концов, достигнув 200 C°, они заканчивают свою непутевую и короткую земную жизнь. Хуже того, некоторые совсем дешевые китайские светодиоды уступают по сроку службы обычной лампе накаливания!
Новинки тщательно протестированы в реальных условиях и убедительно демонстрируют, что за счет прогрессивной комбинации двух систем охлаждения ни летняя жара, ни городские пробки, ни закрытый плафон не влияют значительно на цвет и яркость нового поколения LED-ламп от OSRAM. Поэтому на лампы Premium Line предоставляется невероятная заводская гарантия – целых 5 лет.
Standard Line
В концепции линейки Standard все несколько проще и более знакомо даже внешне. В каждой лампе этой конструкции установлено несколько десятков средних по мощности светодиодов радиальной направленности. Т. е. они светят наподобие новогодней гирлянды во все стороны, работая напрямую на рассеиватель и лишь периферийно на отражатель. Тут также применяются системы пассивного и активного охлаждения. Но в данном случае они не так принципиально важны, т. к. здесь применяются светодиоды не столь мощные и не «горячие».
Тем не менее и тут к процессу охлаждения подошли скрупулезно. А яркость света в линейке Standard компенсируется большим количеством светодиодов в каждой лампочке. Срок гарантии на линейку Standard – 3 года. Это также очень много, так как на практике срок службы таких ламп – даже не 10 тыс. часов, как у других добротным светодиодов уважаемых брендов, а еще больше: 20 тыс. часов в линейке Standard и 25 тыс. часов в линейке Premium. Пожалуй, это более чем убедительные цифры.
Интересна градация ламп по цоколям обеих линеек. Например, на одной из упаковок мы видим не совсем привычный номер цоколя BAY15D. Тут нужно понять, что светодиодные лампы отличаются по конструкции, например, от галогенных. Поэтому и индекс цоколя у них должен быть другим. Но они призваны заменить обычные лампы (в этом и смысл понятия Retrofits), поэтому полностью соответствуют размерам и гнездам «папередников». Для удобства пользователей на каждой упаковке новинок есть стикер с указанием «позывного» их предшественника с нитью накаливания. Благодаря этому сразу видно, что, например, цоколь BAY15D в точности соответствует цоколю PY21/5W, т. е. служит аналогом обычной сигнальной лампы P21 с приставкой Y, обозначающей жёлтый свет для «поворотников» с прозрачными плафонами. Таким образом, и продавцы, и покупатели могут быстро подобрать нужную лампу, даже не заглядывая в каталоги.
Кроме того, на упаковке наглядно продемонстрированы цвет и яркость новинок. Яркость обозначена пиктограммой в виде точек. Чем больше точек, тем выше яркость. Цвет упаковки напрямую соотносится с цветностью света лампы. Лампы с красным и оранжевым светом предназначены для прозрачных плафонов сигналов торможения и габаритных огней. Лампы с белым холодным светом – для окрашенных плафонов и сигналов заднего хода. Последние характеризуются самым мощным световым потоком. Желтые и красные обладают меньшим световым потоком, поскольку прозрачная задняя оптика применяется чаще всего в современных новых машинах с достаточно большой площадью отражателя и плафона. Поэтому в этих случаях яркость нужно лимитировать, чтобы не слепить других участников движения. Слишком ярко – тоже не хорошо. Как мы знаем, всё должно быть в пределах разумного. Собственно, это и есть основной лейтмотив для второго поколения светодиодных ламп OSRAM.
Технические нюансы
Есть одна тонкость при монтаже большинства светодиодных ламп. В частности, при установке ламп в «поворотники», иногда они начинают «моргать» в два раза чаще. Это обусловлено тем, что в светодиодных лампах сопротивление меньше. Машины с электромеханическим реле указателей поворотов к этому факту относятся лояльно и работают в штатном режиме. Но современные машины в основном оборудованы уже более прогрессивными электронными реле (знакомые щелчки реле в нем просто имитируются). Компьютер воспринимает светодиод за перегоревшую лампу и реагирует соответствующим образом. Часто замена обычных ламп на светодиодные (даже для подсветки номерного знака) сбивает бортовой компьютер с толку, поскольку тот не признает за «своего» нового LED-гостя. Чтобы «обмануть» систему, в OSRAM предлагают устанавливать дополнительные (очень, кстати, недорогие) сопротивления в цепь. Это просто, быстро и дешево. Однако многие автовладельцы могут колебаться, когда речь заходит о модификации проводки путем установки дополнительного Canbus Control Unit (резистор нагрузки).
Поэтому в мире уже существует тенденция установки встроенных резисторов внутри самой лампы. Но тут появляется другой нюанс: резистор трансформирует электроэнергию в тепловую, тем самым значительно увеличивая температуру светодиода. А это, в свою очередь, влечет серьезные негативные последствия для срока жизни диодов.
В компании OSRAM провели тщательные испытания и установили, что некоторые лампы со встроенными резисторами начали буквально распадаться на части при внешней температуре всего 25°C. А в других случаях резисторы не обладали достаточной мощностью и не позволяли обойти бортовую систему выявления перегоревших ламп. Взвесив все «за» и «против», с целью соблюдения гарантийной политики OSRAM, а также высоких стандартов производительности продукта, в компании решили отказаться от такого подхода и применять вместо этого внешние устройства. По мнению редакции, это логичное и правильное решение. Ведь установить копеечное сопротивление в цепь вовсе не сложно, если же пренебречь всеми преимуществами охлаждения светодиодов и сократить тем самым срок службы недешевого продукта, удобство встроенного резистора представляется сомнительным.
Юридический момент
На любой упаковке светодиодных ламп обеих линеек пытливый пользователь обязательно увидит пиктограмму «Off-road only». Что это? Неужели эти лампы подходят только для внедорожных «покатушек»? Нет, конечно. Это вопрос исключительно юридических формальностей.
Дело в том, что, согласно бюрократическим нормам Европы, плафоны фонарей изначально предназначались для лампочек накаливания, а не для современных светодиодов. Учитывая разнообразие модельных рядов автопроизводителей, омологировать сотни и тысячи вариантов комбинаций цоколей ламп с плафонами практически невозможно. Точно так же никто не будет переписывать нормы ЕСЕ под веянья моды. Да и в любом случае все эти решения были бы временными. Очень скоро светодиоды полностью вытеснят лампочку Ильича на свалку истории, и следующие поколения автомобилей с новой оптикой будут идти со светодиодными лампами прямо с конвейеров, то есть будут сертифицироваться вместе с ними. Сейчас же компании, соблюдающие правила и нормы (как минимум, основные европейские производители) просто обязаны ставить на упаковке значок «Offroad only». На практике никой опасности такие лампы не представляют – ни для автомобиля, ни для фар, ни для дорожного движения. Более того, эти лампы предназначены для сигналов, а не для основного освещения, это периферийный свет, а не головной, поэтому, при условии разумной яркости и применения по назначению, никакого вреда они не могут принести даже теоретически. Однако бюрократией славится не только наша страна, и чтобы остаться в правовом поле, законопослушные компании соблюдают формальности даже в том, что касается упаковок. Кстати, об упаковке. Линейки Standard и Premium отличаются по дизайну: упаковка ламп Premium выполнена в более темных тонах, а упаковка Standard – в более светлых. В дальнейшем дизайн упаковки немного изменится и будет выдержан в строгой черно-серебристой гамме. Такое визуальное решение призвано помочь продавцам и покупателям, облегчить для них выбор лампы. Также, поскольку обычно подобные лампы меняются парами, в каждом из прозрачных блистеров – две лампы.
Выводы
Итак, ассортимент компании OSRAM пополнился уже вторым поколением светодиодных вспомогательных ламп и сразу двумя потребительскими линейками. Каждая линейка включает все применяемые типы цоколей и три варианта цветности света – красный, желтый и холодный белый. Таким образом, новое предложение компании OSRAM отвечает абсолютно всем потребностям покупателей и охватывает все ценовые категории. Компания OSRAM уже выпускала несколько видов светодиодных сигнальных ламп с традиционным внешним видом в виде матовых колб. Новая линейка заменяет их и расширяет область их применения. При этом принципиальное конструктивное отличие от первого поколения ламп ярко выражено и внешне.
Серьезный рестайлинг претерпели даже старые добрые знакомые – салонные лампочки. Например, «софитки» C5W идут уже не с одним светодиодом, а сразу с тремя. Изменились и вездесущие «малыши» W5W: они стали «невидимыми» внутри плафонов в выключенном состоянии. Также усовершенствована равномерность распределения света. Что касается сигнальных ламп, теперь они представлены почти всеми без исключения типами цоколей и подходят для львиной доли автомобилей, даже экзотических.
Все лампы собираются на собственных предприятиях компании OSRAM: линейка Standard – на заводе в Тайване, а линейка Premium – исключительно в Италии. Лампы Premium, разумеется, стоят дороже, Standard – дешевле. Собственно, потому они и разделены на две потребительские линейки.
Кстати, в компании рекомендуют выбирать ту или иную линейку, исходя не только из финансовых возможностей. Лампы Premium, направленные на отражатель, больше подходят для новой прозрачной оптики с большими поверхностями и рифлеными формами зеркал еще не помутневших отражателей. Такая оптика позволяет точнее сфокусировать светодиод и обеспечивает тем самым более красивый внешний вид фар и лучшее их применение в соответствии с функциональным назначением. Лампы Standard в компании рекомендуют для «возрастных» машин, у которых оптика уже не идеальная, мутная и с потрескавшимися отражателями. А также для машин с маленькими площадями дефлекторов и рефлекторов задних фонарей. Так как собственная площадь свечения в конструкции Standard больше, лампа меньше зависит от рефлектора, и за счет этого распределение света в малых, проблемных и старых фонарях будет даже лучшим, чем Premium. Это уже проверено на практике.
Но важно другое. Потребитель получил фактически исчерпывающий спектр светодиодных ламп, которые призваны заменить устаревшие лампы накаливания. Теперь продавцы могут предложить покупателям просто огромный ассортимент самой современной продукции, а покупатели, соответственно, не ограничены в своем выборе. В любом случае новые продукты OSRAM – это очередной шаг на пути прогресса к светлому светодиодному будущему.