Старая добрая «лампочка Ильича» — или просто «электрическая лампа» осталась в прошлом. Во всяком случае в быту ими уже никто не пользуется. Что касается автомобилей и других средств передвижения, здесь, в силу разных причин, все меняется не так быстро, но тем не менее меняется. И сегодня в авангарде светодиоды. Но что это такое, и в чем их преимущества?
Принцип действия светодиода нам известен. Вообще светодиоды небольших размеров применяются уже с 80-х годов. В основном они излучают красный, желтый, зеленый и оранжевый свет. По сравнению с обычными лампами с нитью накаливания светодиоды обладают более длительным сроком службы, а нагреваются при этом меньше и потребляют меньше электроэнергии. В 1992 году компания Cadillac стала первым автопроизводителем, использовавшим технологию светодиодов. Они оснастили ими третий сигнал торможения, и с тех пор светодиоды начали завоевывать мир. Уже через год после этого в Америке разработали светодиод, излучающий синий свет, и теперь теоретически мы можем получить свет любого цвета.
Если в начале яркость светодиодов была не на высоте – поскольку с увеличением тока сократился срок службы компонентов – в начале нового тысячелетия были разработаны первые светодиодные сигналы заднего хода, сигналы торможения и указатели. В 2004 году компания Audi первой в мире выпустила седан A8 W12 с дневными ходовыми огнями, укомплектованными белыми светодиодами. Первые светодиодные фары головного света получил в 2007 автомобиль Lexus, а в 2008 году первыми готовыми светодиодными фарами головного света с функцией дальнего и ближнего света был оснащен Audi R8. С тех пор почти все компании следуют их примеру, и стоимость производства передовых источников света стала более приемлемой для автомобилей малой и средней грузоподъемности.
Что делает технологию светодиодов такой привлекательной? С одной стороны, низкий уровень расхода энергии по сравнению с лампами накаливания, которые без надобности обогревают все вокруг себя. Как следствие, срок службы светодиодов более чем в три раза превосходит срок службы обычных ламп, и одно это объясняет их более высокую стоимость. Но еще больший интерес представляет возможность управления светодиодными матрицами с помощью средств интеллектуального измерения и контроля. Благодаря этому можно объединить в одну систему, к примеру, 24 отдельных светодиода, которые всегда светят на полную мощность и в этом отношении нисколько не уступают целой фаре. Чтобы не слепить встречный поток транспорта, электроника может автоматически гасить светодиоды при приближении другого автомобиля, так что практически они даже не видны, и за счет этого лучше освещены другие участки дороги, что позволяет водителю раньше заметить и распознать препятствия на дороге. Чего бы еще желать?
Специально для модели Golf VI, укомплектованной стандартными галогенными фарами, компания Osram разработала совершенно уникальные фары LEDriving XENARC со светодиодами. Так что, пожалуй, настал момент попрощаться с лампочками!