Даже самые качественные автомобильные лампы в конце концов перегорают. Пусть спустя несколько лет, а не дней. Но тем не менее перегорают. И не случайно. Объясняется это объективными физическими причинами. Нам известно об одной почти вечной лампочке. Она прослужила аж 116 лет в одной пожарной части в Калифорнии. Кто-то из наших читателей может решить, что производители намеренно делают быстро перегорающие лампы. Но даже если оставить в стороне тот факт, что обычной автолампе нет надобности гореть более ста лет, американская чудо-лампа – все равно плохой пример. Во-первых, потому, что она сильно нагревалась и давала мало света. Да, она хорошо себя зарекомендовала, но долгий срок службы такой лампе обеспечен, только если пользоваться лайковыми перчатками. И малейший удар или вибрация приводит к разрыву нити накала. Пожарные в Калифорнии никогда не выкручивали ту легендарную лампочку. Подобное механическое воздействие означало бы смертный приговор для нити накала.
Поэтому для автомобилей такие лампы совершенно не годятся. Нить накала автомобильных ламп выполнена из металла. Из вольфрама, если более точно. Вольфрам выдерживает максимально высокие температуры и поэтому не только излучает белый свет, но и обладает намного большей световой отдачей на каждый Ватт. К сожалению, свечение нити накала неизбежно сопровождается испарением вольфрама. В какой-то момент металла испаряется так много, что нить накала просто рвётся, или простым языком лампочка перегорает.
Первые лампы головного света достигали такой критической температуры спустя 50-100 часов работы. С появлением галогенной технологии все кардинально изменилось. Потому что теперь колба наполняется газом под высоким давлением, который, чтобы не усложнять, мы будем называть галогенным газом. Во-первых, благодаря газу испаряющийся вольфрам не оседает на внутренней поверхности колбы. Во-вторых, и это еще более отрадно, вольфрамовые частицы, испарившись, возвращаются на нить накала и плавятся непосредственно на ней. Физики называют этот процесс галогенным циклом. В действительности он несколько более сложен, но его суть мы описали. Тем не менее вольфрам не только возвращается в точности туда, откуда испарился, но и оседает на других частях нити накала. Поэтому в какой-то момент даже галогенная лампа достигает своего критического срока службы, нить накала становится слишком тонкой и перегорает.
Несмотря на это, срок службы галогенных ламп во много раз превосходит срок службы ламп с нитью накала, помещенной в вакуум. Пожалуй, самый положительный побочный эффект заключается в том, что в окружении газа металлическая проволока может нагреваться намного больше, чем в вакууме, и сгорает при этом достаточно медленно. Поэтому галогенная лампа излучает больше света, и свет этот более белый. Чем более высокой температуры достигает нить накала, тем более яркий и белый свет она излучает. И сейчас пора объяснить, почему даже самые качественные лампы – такие, как лампы производства Osram – обладают разным сроком службы. Лампы с улучшенными характеристиками – например, серия Nightbreaker – снабжаются нитями накала, способными выдержать намного более высокие температуры, чем нити накала стандартных ламп или даже ламп с увеличенным сроком службы. Кроме того, конструкции лучших источников света таковы, что используется более тонкая нить накала. А чем тоньше нить накала, тем больше производится тепла за счет меньшего сопротивления и тем выше интенсивность испарения металла, а значит, и большая яркость. Поэтому, за счет более тонкой нити, срок службы у ламп с повышенной яркостью ниже, ведь галогенный цикл не может полностью нейтрализовать процесс испарения металла. Так и получается: свет лучше, срок службы меньше. То же самое относится и к свету голубоватого оттенка, достигающего максимальных температур.
Таковы причины неизбежного перегорания всех ламп. А что касается автомобилей, здесь также нужно учитывать целый ряд усугубляющих факторов, вроде постоянных вибраций или напряжения автомобиля. Если вы любите с силой захлопывать багажник или заднюю дверь, учтите, что это каждый раз серьезное испытание для всех установленных в автомобиле и включенных световых приборов. В этот момент огромной нагрузке подвергаются раскаленные нити накала. В результате многие лампы перегорают, особенно лампы, подсвечивающие номерной знак. Точно так же действует закономерность «Чем меньше мощность лампы, тем тоньше у нее нить накала». Опять же исключительно по физическим причинам. А более тонкая нить всегда менее долговечна.