В Германии чего только не регулируют. Например, если транспортное средство оборудовано указателями поворота («поворотниками», другими словами), и колес у него более трех, необходимо обязательно иметь сигналы аварийной остановки. И когда вы их включаете, соответствующие индикаторы должны излучать желтый свет с частотой 1,5 Гц, +/- 0,5 Гц. Это что касается наружного освещения. А в салоне автомобиля в этот момент должна мигать лампочка, и находиться она должна в поле зрения водителя. Ну, хорошо, с этим все понятно, но замечали ли вы, что в каждой новой модели эта, обычно красная, кнопка меняет свое местоположение? На прошлой неделе я оказался за рулем чужой машины и, когда встал в «пробку», мне пришлось изрядно понервничать, прежде чем я ее нашел. Когда наконец я это сделал и резко затормозил, все, кто ехал за мной, к счастью, уже включили свои «аварийки».
Ford Taunus 1971-го года сборки
Новейшие стандарты требуют, чтобы пассажиры тоже имели доступ к кнопке, активирующей аварийную сигнализацию. Поэтому сегодня ее можно найти примерно посередине центральной консоли, причем любой формы и любого размера. В Мерседесе старой модели она находится ровно посередине; в последних моделях кнопка намного меньших размеров и скрыта там, куда ложится правая рука водителя при работе с GPS-навигатором или использовании инструментов, расположенных на рулевом колесе. Если вы знаете, где она, вы ее найдете. Я помню компактные французские автомобили, в которых «аварийка» помещалась прямо на рулевой панеле, сверху, словно гудок. Так что если бы на нее нажал пассажир, это выглядело бы чуть ли не как вторжение в личное пространство водителя. В легендарном VW T3 это один из многочисленных двухпозиционных переключателей на боковой крышке приборного щитка. Мне немного неловко, но могу рассказать вам о моем стареньком форде Taunus, где такую кнопку запрятали в крайний левый угол щитка рядом с дверью водителя, на уровне коленей. Как понимаете, дотянуться до него может только водитель, и больше никто.
VW Van T3
Поэтому сев за руль незнакомого автомобиля (может быть, вы взяли его напрокат или воспользовались машиной друга), первым делом стоит проверить, где находятся не только все основные рычаги и элементы управления, но и эта красная кнопка. Потому что в экстренной ситуации, у вас не будет времени ее искать.
Mercedes E-Klasse, модель W 210
Кстати, понятие «экстренная ситуация» часто толкуют неверно. Разумеется, к ней не относится необходимость «заскочить» за покупками, остановившись позади целого ряда припаркованных машин. Точно так же недопустимо, даже если кто-то так думает, стоять со включенной «аварийкой» на автобусной остановке. «Я быстро, мне только пару писем в ящик опустить». Нет-нет-нет, так не пойдет. Здесь не только парковка запрещена, но и «аварийкой» так нельзя пользоваться. Она предназначена только для предупреждения об опасности. Ее можно включать, например, в случае пробки на дороге, или если машина ломается в опасном месте, или когда ее тянут на буксире.
Mercedes 600 SEL, Model W 140
Можете сказать навскидку, где находится «аварийка» в вашем автомобиле? Я вот могу. То есть теперь могу. Только потому, что однажды мне пришлось из-за нее понервничать. Такое, конечно, больше не повторится. Знаете, куда еще прячут эту кнопку? Какое-нибудь абсурдное место, как в моем стареньком форде? Почему бы вам не поделиться этим с нами? Нам очень интересно!