На дворе ночь или сумерки, а вам нужно срочно перегнать машину на прицепе. Что может быть хуже, чем закрепить трос, подсоединить электрику, попытаться включить фары — и остаться в полной темноте. Вы извлекаете из розетки вилку, возвращаете ее на место, трясете, включаете и выключаете все подряд, опрыскиваете контакты спреем. Ничего не помогает. Задние фары прицепа не реагируют. Что же делать? Без стоп-сигналов и указателей поворота я бы не поехал даже днем и даже на небольшое расстояние. И вот приходится, чертыхаясь, разматывать трос, отсоединять двухосного колосса, арендованного на сутки за кругленькую сумму, и отвозить машину в ближайший автосервис. Тамошних умельцев я прошу побыстрее разобраться, в чем проблема. Да, они могут это сделать, но без моей помощи не обойтись…
Дело не столько в розетке, вне зависимости от того, на сколько она контактов — семь или тринадцать. Как правило, мы ее вовсе не замечаем: она находится под днищем автомобиля, в задней его части, и постоянно подвергается воздействию атмосферных осадков. Поэтому провода и разъемы покрываются грязью и солью. Долго они не выдерживают и просто ржавеют. Если машина новая, у вас больше шансов, что на автосервисе розетку проверят, очистят и смажут. А чем машина «заслуженнее», тем чаще об этом забывают. Либо не считают необходимым: ведь прицепом вы пользуетесь не более одного раза в год. Владельцы прицепов наверняка знают, что делать, но я-то не из них. Мне предлагают приобрести новую розетку, но времени прямо сейчас у них нет. Они спрашивают, согласен ли я, попробовать сам, и говорят, что помогут, если понадобится, советом и делом. Вариантов, собственно, нет, поэтому я соглашаюсь и отвожу свой горе-фургон на эстакаду. Инструменты у меня свои, так что можно приступать.
Итак… розетка как-то очень криво сидит на складной металлической скобе. Похоже, кто-то наехал на камень во время движения задним ходом. Вы ослабляете винты, и пластиковая крышечка распадается на три части. Под ней обнаруживается ржавый моток проводов на такой же заржавевшей и изогнутой крепежной пластине. Резиновых прокладок нет и в помине. Н-да… к счастью, это не ракету строить, так что я вытягиваю токопроводящие жилы и откусываю от каждой по три сантиметра, пострадавших от коррозии. Затем завожу помеченные цветом провода в соответствующие клеммы, как было раньше, и собираю все обратно. Новая прокладка, немного противокоррозионной смазки, и розетка выглядит, как новенькая. Приглашаю механика с мультиметром. Тот подсоединяет его и потверждает, что все контакты находятся в отличном рабочем состоянии. Работа заняла у меня около часа и обошлась не дороже пиццы и бутылки красного вина. Но скольких нервов это стоило? Неужели нельзя было без этого обойтись?
Можно было. Чтобы избежать целого ряда серьезных проблем, достаточно регулярно заглядывать под машину. Следите, не изогнулось ли монтажная пластина розетки, убирайте грязь и время от времени оспрыскивайте соединения маслом. К сожалению, среди моих знакомых мало кто этим занимается, и мало кто пытается решить эту проблему. Они просто прикрепляют прицеп и едут. Никто ведь не заметит неисправных фар, правда? Ай-ай-ай. Лично мне под дождем, в темноте, на какой-нибудь трассе А7, с прицепом на «хвосте», совсем не мешает хорошее освещение. Если розетка у вас в порядке, а вот лампы прицепа вышли из строя, вы знаете, где взять новые. Но в этот момент не поленитесь: опуститесь на колени и взгляните, что у вас творится внизу. Наверняка это не последняя ваша поездка с прицепом.